Комментарии

С моим Серегой мы шагаем по Петровке... (Серега Санин) 1965

"Как известно, радиостанция "Юность" сейчас проводит цикл передач "соревнование бардов и менестрелей". Редакция отбирает самодеятельные песни. Их потом обрабатывает Кирилл Акимов и Алик Рухманов. После некоторых этих песен на редакцию и в адрес авторов поступают всякие ругательные письма от слушателей и профессиональных композиторов, ведущих себя как бык, которому показали красное.
Когда велась моя передача, я говорил о времени 50-х годов, когда военные песни уже отошли в прошлое, а о нашей текущей жизни песен еще не было. Ну, пели там песни типа "Москва-Пекин", "Мы живем под солнцем золотым" и т.д., то есть песни-фанфары были, а песен-друзей не было.
Какова же была реакция профессионалов на мое выступление? Аркадий Оситровский, мой хороший знакомый и приятель, на другой день отзывает меня в сторону и точь-в-точь, как Райкин в своей интермедии, говорит: "Ну зачем, зачем тебе это?! Зачем обижать композиторов?"
В общем в среде профессионалов прошла неясная волна; она перебросилась на других авторов. Началось глупое брожение, и даже Ян Френкель, который, как нам всем известно, заимствовал из современной жизни свежие интонации, и среди нас поется, даже и он подвергся опале - про него сказали, что он "почти примкнул к самодеятельным композиторам" (для нас это означает, что он действительно хорошие песни сочиняет).
Эта песня, которую я сейчас вам спою, вызвала наибольшие страсти. В чем же суть?
В Казахстане я познакомился с одним летчиком. Это было в глухом центре, где только в 1952 году появился первый автомобиль, а до этого знали одних лишь ишаков. Здесь единственное заведение, которое совмещало в себе столовую и ресторан, и закусочную - единственное место, где можно найти что-то европейское, кроме бешбармака.
Парень оказался очень хорош. Я потом приехал к нему в часть, расположенную в голой степи. Аэродром. Никакого благоустройства. Вместо взлетной полосы - голая земля. Самолеты МИГи при взлете буквально вырывали клочьями землю, а ночью, по окончании полетов, бульдозеры с привязанными рельсами снова ее выравнивали, чтобы утром начать все с начала...
Так вот, полк получил чрезвычайно опасное задание - буквально на грани жизни и смерти можно было его выполнить кому-то. И он вызвался, и погиб... В 1958 году о таких подвигах обычно мало кому было известно, так и этот прошел незаметно. Но я сильно переживал гибель друга и написал о нем песню, изменив некоторые события, - "Серега Санин".
И так, эта песня вызвала основной гнев критиков. Спорили мы и с известным Марком Фрадкиным. Я ему доказывапл, что к ней нельзя относиться с такой же меркой, как относятся к эстрадным песням, исполняемым по радио, так как она построена не по современным канонам совеской песни. Ведь наши песни обязательно должны хорошо кончаться, порок должен быть высмеян, наказан, а добродетель - восторжествовать; Серега Санин должен быть найден. Ведь у нас в песнях обязательно либо уж воспитывают, либо осиропливают. а у меня вдруг такой "Отрицательный" конец. Нехорошо, товарищ Визбор. Все должно быть ясно, хорошо, разжеванно. Образцом должны служить слова поэта Харитонова: "Утро начинается с рассвета!" Я пытался убедить, что к моей вещи нельзя подходить с этими требованиями, но..."

Юрий Визбор
23 октября 1965

Текст Прослушать (296K) Ноты, аккорды